?

Log in

No account? Create an account
entries friends calendar profile Previous Previous Next Next
О связи таинств с Литургией... - kir_7
kir_7
kir_7
О связи таинств с Литургией...
II. Теперь поговорим о так называемой Венчальной Литургии, т.е. о соединении таинства Венчания с Литургией.
Данное последование в современной истории Православия появилось в Элладской Церкви. 
В XVIII в., когда повсеместное распространение получила поздняя печатная редакция чинопоследования венчания, не предполагающая Причащения, некоторыми греческими богословами и подвижниками, в том числе прп. Никодимом Святогорцем († 1809) и сщмч. Космой Этолийским († 1779), были предложены различные варианты включения венчания в чин литургии. В XX в. в грекоязычных Церквах получил широкое распространение чин архиерейской венчальной литургии, впервые опубликованный в 1968 г. в афинском издании Архиератикона. В настоящее время в Греции воцерковленные люди, как правило, стараются пригласить на свадьбу архиерея для совершения венчальной литургии; чин ее распространен и в балканских славянских Церквах ; допускается совершение его священником. Подробнее пишет http://community.livejournal.com/ustav/142896.html     
Подобный чин имеет хожнение и в Финской Автономной Православной Церкви Константинопольского Патриархата. 
Предлагаем последование соединения таинства Венчания с Литургией
Введите содержимое врезки

Последование таинства венчания в соединении  с Божественной Литургией[1]:

После возгласа: «Благословенно Царство…» произносим великую ектению и по прошении:

 О плавающих… прилагает прошения из последования таинства венчания (см. Требник)

О избавитися нам… и прочее.

После возгласа: «Яко подобает Тебе…»

Таже священник исшед на средину храма глаголет  3-и  молитвы о сочетающихся  браком: (см. Требник)

"Боже Пречистый и всея твари Содетелю...",

"Благословен еси, Господи Боже наш..."

"Боже Святый, создáвый от персти человека..."[2]

По окончанию 3-й молитвы

Лик: аминь. И антифоны по уставу.

На 3-м антифоне священнослужители износят из св. трапезы  св. Евангелие, идущее по чину к сочетающимся  браком, которые стоят посреди храма. На аналой полагаем св. Евангелие. После окончания пения 3-го антифона:

Диакон: Вонмем.

Священник, взяв венец, знаменует им крестообразно жениха и дает ему целовать образ Спасителя, прикрепленный к передней части венца.

Венчая жениха, священник произносит:

 "Венчается раб Божий (имярек) рабе Божией (имярек), во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь".

Благословив таким же образом невесту и дав ей приложиться к образу Пресвятой Богородицы, украшающему ее венец, священник венчает ее, произнося:

 "Венчается раба Божия (имярек) рабу Божию (имярек), во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь".

 Затем священник произносит трижды тайносовершительные слова, и при каждом произнесении благословляет обоих иерейским благословением:

"Господи, Боже наш, славою и честию венчай я΄ (их)!"

Диакон берет  из рук священника св. Евангелие и идет к Царским вратам, произнося тихо: «Господу, помолимся». Старший иерей читает молитву входа тайно: «Владыко Господи Боже наш…» далее вход по обычаю.

По входе - тропари и кондаки по уставу.

Прокимен  Требника глас 7: "Положил еси на главах их венцы, от каменей честных, живота просиша у Тебе, и дал еси им". И стих: "Яко даси им благословение в век века, возвеселиши я (их) радостию с лицем Твоим" и дня[3].

Апостол Требника: 230-е зачало из Послания святого апостола Павла к Ефесянам (5, 20-33) и дня.

Аллилуарий Требника и дня.

Евангелие  Требника от Ин. зач.6 (2, 1-11) и дня.

На сугубой ектение после Евангелия поминаем новобрачных.

После возгласа: «Яко Благ и Человеколюбец…»

Диакон: Господу помолимся.

Лик: Господи, помилуй.

Священник, глаголет велегласно молитву:

 "Господи Боже наш, во спасительном..." (см. Требник)

 Заупокойную ектению подобает опустить, прочее по последованию Златоустовой Литургии.

Причастен -  «Чашу спасения…» и дня.

Новобрачные приобщаются св. Христовых Таин.

После заамвонной молитвы:

Лик:  «Аминь. Буди имя Господне…» 2 раза. Священнослужители исшед из алтаря следуют  к сочетавшимся браком, которые стоят посреди храма. Произносится молитва на благословение общей чаши с вином, которую новобрачные испивают. Далее Священник соединяет правую руку мужа с правой рукой жены и, покрыв соединенные руки епитрахилью, а поверх ее - своей рукой, трижды обводит новобрачных вокруг аналоя.

При первом обхождении поется тропарь "Исаие, ликуй..."; при втором обхождении поется тропарь "Святии мученицы…"; при последнем обхождении аналоя тропарь "Слава Тебе, Христе Боже…".

По окончании торжественного шествия священник снимает венцы с супругов, приветствуя их словами, исполненными патриархальной простоты и потому особенно торжественными:

"Возвеличися, женишé, я΄коже Авраам, и благословися, якоже Исаак, и умнóжися, якоже Иаков, ходя΄й в мире и дéлаяй в правде заповеди Божия".

"И ты, невесто, возвеличися, якоже Сарра, и возвеселися, якоже Ревекка, и умножися, якоже Рахиль, веселящися о своем муже, хранящи пределы закона, занé тако благоволи Бог".

Диакон: Господу помолимся.

Лик: Господи, помилуй.

Священник читает молитву: "Боже, Боже наш…"

Лик: аминь.

Иерей: Мир всем.

Лик: И духови твоему.

Диакон: Главы ваша Господеви приклоните.

Лик: Тебе, Господи.                                              

Священник читает молитву, стоя лицом к новобрачным, и благословляет их:

"Отец, и Сын, и Святый Дух…"

Лик: аминь.

Диакон: Господу помолимся.

Лик: Господи, помилуй.

Священник читает молитву на разрешение венцов (см. Требник).

Лик:  «Аминь. Буди имя Господне…» 3-й раз и 33-й псалам. Священнослужители уходят в алтарь.

Отпуст дается по Требнику поминающе свт. Иоанна Златоуста.



[1] Обручение совершается заблаговременно до венчания, либо накануне вечером. В соединении с Вечерней присовокупляя к обычным прошениям Великой и Сугубой ектении особые из последования обручения. По Великой ектении читается молитва преподание мира и тайная молитва. Само обручение происходит во время Входа с кадилом после которого священник читает молитву обручения см. Требник и происходит сам вход. Далее Вечерня по чину.  

[2] Допустимо 2-ю и 3-ю молитвы прочесть после малых ектений между антифонами.

[3] Если венчание совершается в воскресный день, или в день великого праздника прокимну, Апостолу, аллилуарию, Евангелию, причастну - Требника предшествует чтение дня.


Tags:

Leave a comment